Аркадий Тимофеевич Аверченко
(1881—1925)
Главная » Они о революции » произведения, Они о революции, 2 страница

произведения, Они о революции, 2 страница

    Контроль над производством
       
        Один из краеугольных камней грядущего рая на земле — Третьего Интернационала, это:
       — Контроль над производством.
       Твердо знаю, во что эта штука выльется.
       Писатель только что уселся за письменный стол, как ему доложили:
       — Рабочие какие-то пришли.
       — Пусть войдут. Что вам угодно, господа?
       — Так что мы рабочий контроль над производством. Выборные.
       — Контроль? Над каким производством?
       — Над вашим.
       — Какое же у меня производство? Я пишу рассказы, фельетоны. Это контролю не поддается.
       — Все вы так говорите! Мы выборные от типографии и артели газетчиков, и мы будем контролировать ваше производство.
       — Виноват… Как же вы будете осуществлять контроль?
       — Очень просто. Вот мы усаживаемся около вас и… вы, собственно, что будете писать?
       — Еще не знаю: темы нет.
       — А вы придумайте.
       — Хорошо, когда вы уйдете — придумаю.
       — Нет, вы эти старые штуки оставьте. Придумайте сейчас.
       — Но не могу же я сосредоточиться, когда две посторонних физиономии…
       — Простите, мы вовсе не посторонние физиономии, а рабочий контроль над вашим производством! Ну?..
       — Что «ну»?
       — Думайте скорей.
       — Поймите же вы, что всякое творчество — такая интимная вещь…
       — Вот этого интимного никак не должно быть! Все должно делаться открыто на виду и под контролем.
       Писатель задумался.
       — О чем же вы призадумались, позвольте узнать?
       — Не мешайте! Тему выдумываю.
       — Ну, вот и хорошо. Только скорей думайте! Ну! Придумали?
       — Да что вы меня в шею гоните.
       — На то мы и контроль, чтобы время зря не пропадало. Ну, живей живей!..
       — Поймите вы, что не могу я так сосредоточиться, когда вы каждую секунду с разговорами пристаете.
       Рабочий контроль притих и принялся с любопытством разглядывать лицо призадумавшегося писателя.
       А писатель в это время тер голову, почесывая у себя за ухом, крякал и наконец вскочил в отчаянии:
       — Да поймите же вы, что нельзя думать, когда четыре глаза уставились на тебя, как баран на новые ворота.
       Рабочий контроль переглянулся.
       — Замечаете, товарищ? Форменный саботаж! То ему не разговаривай, то не смотри на него, а то он еще, пожалуй, и дышать запретит! Небось, когда нас не было — писал! Тогда можно было, а теперь нельзя? Под контролем-то небось трудно! Когда все на виду, без обмана, — тогда и голова не работает?! Хорошо-с!.. Так мы и доложим, куда следует!
       Рабочий контроль встал и, оскорбленный до глубины души, топоча ногами, вышел.
       
       От автора
       В доброе старое время подобные произведения кончались так:
       «…На этом месте писатель проснулся, весь облитый холодным потом».
       Увы! Я кончить так не могу.
       Потому что — хотя мы и обливаемся холодным потом, но и на шестом году еще не проснулись.