Аркадий Тимофеевич Аверченко
(1881—1925)
Главная » Статьи » Находчивость на сцене (1923)

Находчивость на сцене (1923)

    О своих первых шагах на сцене я рассказывал в другом месте.
       Но мои последующие шаги должны быть (я так полагаю) также интересны для читателя.
       Вот один из таких шагов.
      

    * * *
       
       Я уже три недели, как играю на сцене. Вид у меня импозантный, важный, и на всех не играющих на сцене — я смотрю с высоты своего величия.
       Сидел я однажды с актерами в винном погребке за бутылкой вина и шашлыком и поучал своих старших товарищей, как нужно толковать роль Хлестакова, не смущаясь тем, что задолго до меня мой коллега Гоголь гораздо тщательнее и тоньше объяснил актерам эту роль.
       Худощавый молодой господин с белыми волосами и истощенным вечной насмешкой лицом подошел к нам и принялся дружески пожимать руки актерам:
       — Здравствуйте, Гаррики!
       Нас познакомили.
       — Вы тоже актер? — снисходительно спросил я.
       — Что вы! — возразил он, оскаливая зубы. — Как это вы можете по первому впечатлению так дурно судить о человеке?! Я не актер, но в вашем деле кое-что понимаю. Вы давно на сцене?
       Я погладил свои бритые щеки.
       — Порядочно. Завтра будет 3 недели!
       — Ого! Значит, через восемь дней можно уже и юбилей праздновать. Хе хе… Воображаю, как вы волнуетесь на сцене!
       — Кто — я? Ни капельки.
       — Ну да, знаем мы! Конечно, если роль вызубрили да под суфлера идете, да окружены опытными товарищами — тогда ничего. А представьте себе — на сцене какая нибудь неожиданность, что-нибудь такое, что не предусмотрено ни автором, ни режиссером — воображаю вашу растерянную физиономию и трясущиеся колени…
       — Ну, — усмехнулся я. — Меня не легко смутить.
       — На сцене-то? Да бывают такие случаи, когда и Варламова с Давыдовым можно, что называется, угробить!
       — Меня не угробите.
       — Люблю скромных молодых людей, — вскричал он.
       Потом задумался, искоса на меня поглядывая. У меня было такое впечатление, что я действую ему на нервы…
       — Что у вас идет завтра в театре?
       — «Колесо жизни» Рахимова. Сам автор обещал завтра придти посмотеть, как я играю Чешихина?
       — Ах, вы играете Чешихина? И вы говорите, что вас невозможно на сцене смутить, сбить с толку?
       — Да. По моему, это гнилая задача.
       Он зловеще улыбнулся. Протянул костлявую руку.
       — Хотите заклад? На 6 бутылок кахетинскаго, на 6 шашлыков.
       — Не хочу.
       — Почему?!
       — Мало. По десяти того и другого, плюс кофе с бенедиктином.
       — Молодой человек! Вы или далеко пойдете, или… плохо кончите. Согласен!
       Таким образом состоялось это странное пари.
      

    * * *
       
       Шел второй акт «Колеса жизни». У меня только что кончилась бурная сцена с любимой девушкой, которая заявила мне, что любит не меня, а другого.
       — Кто этот другой? — спросил я крайне мрачно.
       — Это вас не касается, — гордо ответила она, выходя за двери.
       Свою роль я хорошо знал. После ухода любимой девушки я должен схватиться за голову, поскрежетать зубами, уткнуться головой в диванную подушку, а потом вынуть из кармана револьвер и приставить к виску. В этот момент хозяйка дома, которая тайно любит меня, а я ее не люблю — выбегает, хватает меня за руку и рыдая на моей груди, признается в своем чувстве… Такия пьесы, скажу по секрету, играть не трудно, а еще легче — писать.
       Я уже схватился за голову, уже по авторскому замыслу поскрежетал зубами и только что подскочил к дивану, «уткнуться головой в подушку» — как боковая дверь распахнулась и худой молодец с белыми волосами — тот самый, который взял подряд как бы то ни было смутить меня на сцене — этот самый парень вышел на первый план самым непринужденным образом.
       С двух сторон я услышал два шипенья: впереди — суфлера, из боковой кулисы — помощника режиссера. Из директорской ложи глянуло на нас остолбенелое лицо автора.
       — Здравствуйте, Чешихин! — развязно сказал беловолосый, протягивая мне руку. — Не ожидали? Я на огонек завернул.
       Впереди я слышал шипенье, сбоку за кулисой отчаянное проклятье.
       — Здравствуй, Вася, — мрачно сказал я. — Только ты сейчас зашел не во время. Мне не до тебя. Может быть, завернешь в другой раз, а? мне нужно быть одному…
       — Ну, вот еще глупости! — засмеялся беловолосый нахал, развалившись на диване. — Посидим, поболтаем.
       Публика ничего не замечала, но за кулисами зловещий шум все усиливался.
       Я задумчиво прошелся по сцене.
       — Вася! — сказал я значительно. — Ты знаешь Лидию Николаевну?
       Он покосился на меня и, не заметно подмигнув, проронил:
       — Конечно, знаю. Преаппетитная девченка.
       — А — а! — вскричал я в неожиданном порыве бешенства. — Так это, значит, ты тот, из за которого она отказала мне?! (Суфлерская будка вдруг опустела, но я от этого почувствовал себя еще увереннее и легче). Ты?! Отвечай, негодяй!
       «Вася» поглядел испуганно на мои сжатые кулаки и сказал примирительным тоном:
       — Бросьте… поговорим о чем-нибудь другом…
       — О другом?! — заревел я, торжествующе поглядывая на автора, который метался в директорской ложе, как лошадь на пожаре. — О другом? Ты меня довел почти до смерти и теперь хочешь говорить о другом?! Отвечай! (я бросился на него, стал ему коленом на грудь, схватил за горло и стал колотить головой об спинку дивана). Отвечай — как у вас далеко зашло?!
       «Вася» побледнел, как смерть и прошептал:
       — Пустите меня, медведь! Вы так задушите! Шуток не понимаете, что ли?
       — Ты сейчас умрешь! Прорычал я. Другой раз тебе будет неповадно!
       Он глядел на меня умоляющими глазами.
       Потом прошептал:
       — Ну, я проиграл пари, какого чорта вам еще нужно? Пустите, я уйду.
       — Смерть тебе! — вскричал я со злобным торжеством — и так стукнул его голову о спинку дивана, что он крякнул и свалился на пол.
       — Неужели, я убил его?! — вскричал я, театрально заламывая руки. — Воды, воды этому несчастному!
       Я схватил графин с водой и вылил щедрую струю на корчившееся тело «Васи».
       Он испуганно закричал.
       — Очнулся! — обрадовался я. — А теперь иди, несчастный, и постарайся на свободе обдумать свое поведение!
       Я взял его в охапку и почти вышвырнул в боковую дверь. Схватился за голову. Прислушался. По мягким звукам ударов и по заглушенным за кулисами я понял, что передал неудачливаго Васю в верныя руки.
       — Итак, вот кто ея избранник! — вскричал я страдальчески. — Нет! Лучше смерть, чем такое сознание.
       Дальше все пошло, как по маслу: я вынул револьвер, приставил к виску, из средних дверей выбежала любящая женщина, упала на грудь — одним словом я опять стал на рельсы, с которых меня попробовали стащить так неудачно.
       «Колесо жизни» завертелось: в будке показался суфлер, в ложе — успокоенный автор.
      

    * * *
       
       После спектакля мне подали в уборную записку:
       «Жрите сегодня ваше вино и шашлык без меня. Я все оплатил. Иду домой сохнуть и расправляться. Будьте вы прокляты!»
       
       Арк. Аверченко. Находчивость на сцене. Рассказ (Написан специально для газеты «Виленского Утра») // Виленское Утро. 1923. No 494, 22 февраля.