Аркадий Тимофеевич Аверченко
(1881—1925)
Главная » Рассказы 1909 » Аркадий Аверченко, Рассказы 1909, страница 61

Аркадий Аверченко, Рассказы 1909, страница 61

бы изменения сделали вы, если бы вам пришлось переделать эту вещь опуса на два выше?.. Или дернуть даже шестую сонату… А? Чего нам с вами, молодой человек, стесняться? Как вы думаете?

            Он заволновался:

            — Так нельзя… Вы вводите в настроение математическое начало… Это продукт моего личного переживания! Подходите к этому как к четырнадцатой сонате.

            Я грустно улыбнулся:

            — К сожалению, мне трудно исполнить ваше предложение… О-очень трудно! Четырнадцатой сонаты я не увижу.

            — Почему?!!

            — Потому что их всего десять. Скрипичных сонат Бетховена, к сожалению, всего десять. Старикашка был преленивым субъектом.

            — Что вы ко мне пристаете?! Значит, эта вещь игралась не на скрипке, а на виолончели!.. Вот и все! На высоких нотах… Я и переживал.

            — Старик как будто задался целью строить вам козни… Виолончельных-то сонат всего шесть им и состряпано.

            Мой собеседник, удрученный, стоял, опустив голову, и отколупывал от статуи кусочки гипса.

            — Не надо портить статуи, — попросил я.

            Он вздохнул.

            У него был такой вид, что я сжалился над заблудившимся импрессионистом.

            — Вы знаете… Пусть это останется между нами. Но при условии, если вы дадите мне слово исправиться и начать вести новую честную жизнь. Вы не будете выставлять таких картин, а я буду помалкивать о вашем этом переживании. Ладно?

            Он сморщил зеленое лицо в гримасу, но обещал.

         

 

      * * *

           

            Через неделю я увидел на другой выставке новую его картину: «Седьмая фуга Чайковского, оп. 9, изд. Ю. Г. Циммермана».

            Он не сдержал обещания. Я — тоже.

           

         

 

      «Аполлон»

           

            Однажды в витрине книжного магазина я увидел книгу… По наружному виду она походила на солидный, серьезный каталог технической конторы, что меня и соблазнило, так как я очень интересуюсь новинками в области техники.

            А когда мне ее показали ближе, я увидел, что это не каталог, а литературный ежемесячный журнал.

            — Как же он… называется? — растерянно спросил я.

            — Да ведь заглавие-то на обложке!

            Я внимательно всмотрелся в заглавие, перевернул книгу боком, потом вниз головой и, заинтересованный, сказал:

            — Не знаю! Может быть, вы будете так любезны посвятить меня в заглавие, если, конечно, оно вам известно?.. Со своей стороны могу дать вам слово, что, если то, что вы мне сообщите, секрет, — я буду свято хранить его.

            — Здесь нет секрета, — сказал приказчик. — Журнал называется «Аполлон», а если буквы греческие, то это ничего… Следующий номер вам дастся гораздо легче, третий еще легче, а дальше все пойдет как по маслу.

            — Почему же журнал называется «Аполлон», а на рисунке изображена пронзенная стрелами ящерица?..

            Приказчик призадумался.

            — Аполлон — бог красоты и света, а ящерица — символ чего-то скользкого, противного… Вот она, очевидно, и пронзена богом света.

            Мне понравилась эта замысловатость.

            Когда я издам книгу своих рассказов под названием «Скрежет», то на обложке попрошу нарисовать барышню, входящую в здание зубоврачебных курсов…

            Заинтересованный диковинным